Межрегиональная конференция по литературному краеведению

Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и
может осуществиться рост духовной культуры всего общества.
Д.С.Лихачёв

Разрыв с родной землей обедняет и опустошает душу.
А.Омельчук

Современное общество уделяет пристальное внимание гуманизации образования. Литература — искусство слова, а основная задача искусства — гумани­стическое воспитание на основе всего прекрасного и возвышенного, что есть в окружающем нас мире. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личнос­ти, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

2015 год объявлен в России Годом литературы. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Как учебник жизни она решает идейные и мо­ральные проблемы, поставленные действительностью. Литература воспитывает уважение к человеку труда, показывает действенность патриотических и интерна­ционалистических убеждений, прославляет мужество и скромность.

Изучение литературы есть литературоведческое исследование ее истории. Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании мо­лодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том. что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает ощутить и осознать связь с жизнью. Д.С.Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на ко­тором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произ­ведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникнове­ния, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели — воплощению духов­ных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества, ослаб­лением интереса к чтению книг, особенно в молодежной среде. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве традиций русской классической литературы, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к правде жизни, сохранении высших духовных ценностей.

Литературное краеведение специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличаю­щаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к малой родине. Литера­турное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произ­ведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной актив­ности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.

С целью развития интереса учащихся к культуре, истории, литературе родного края в Республиканском инженерном колледже имени С. Орджоникидзе прошла меж­региональная научно-практическая конференция «Литературное краеведение».

Краеведческая работа является привлекательной для ребят разного возраста.

Изучая свой край, учащиеся учатся бережному отношению к его традициям, культуре, истории. *

Подтверждением этому явилось активное участие студентов профессиональ­ных образовательных организаций из разных регионов СКФО: Чеченской республики, Ингушетии, Ставропольского края и Республики Дагестан.

На конференции были представлены более 50 работ по литературному крае­ведению. Все темы раскрывались на основе анализа литературных произведений.

Работа конференции проводилась в 5 секциях: «Культура и традиции наше­го края»; «Исторические события моей малой родины»; «Их трудом расцветает край»; «Народное творчество родных мест»; «Люди мужественного подвига».

Проведению конференции такого масштаба предшествовала большая ор­ганизационная работа. Программа конференции была разнообразной и насы­щенной. Участников и гостей на открытии приветствовали директор колледжа М. Ч. Муслимов, доктор исторических наук, профессор Ф. И. Сефербеков, стар­ший методист Совета директоров ПОО РД Н. М. Абакарова, начальник управления образования администрации городского округа город Каспийск С. А. Нурмагомедов, которые отметили важность данного мероприятия.

Согласно программе для участников и гостей были подготовлены концертная программа, экскурсия по колледжу, кофе-брейк и другие мероприятия.

Самой значимой частью конференции была работа в секциях. Общему вниманию были представлены разнообразные студенческие научно-исследовательские ра­боты, которые были пронизаны чувством гордости за свою малую родину, любовью, памятью о своих корнях.

В тематически оформленных аудиториях, отведенных под работу секций, были не только заслушаны доклады участников, но и звучали стихи, баллады, велся живой разговор на волнующие нынешнюю молодежь темы.

Завершилась конференция подведением итогов и вручением сертифи­катов участника.

При подведении итогов руководителями секций были особо отмечены такие работы, как: «Поющее сердце ногай­ской степи (о творче­стве ногайской поэтессы Кадрии)» — Курбанкади- ева Д., Республиканский промышленный колледж г. Избербаш; «Герои вой­ны» (о чеченцах-героях ВОВ) — Бунгуев Ш., Грозненский политехнический техникум, Чеченская республика; «Народное творчество с. Цовкра»-Мирзаева С. 3., Респуб­ликанский политехнический колледж г. Махачкала; «Большое творчество “малого народа” — Алиева М., Республиканский сельскохозяйственный колледж №1, Дагестанские огни; «Художественное осмысление реалий периода депортации в романе Иссы Кодзоева “Обвал” — Китиева Э., Назрановский аграрный техникум, Республика Ингушетия; «Арчиб. Только кор­нями живы ветви» — Бабаев Э. Р., Республиканский автодорожный колледж г. Махачкала.

Все участники отметили высокий уровень организации научно-практической конференции и выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

По инициативе директора Республиканского инженерного колледжа име­ни С. Орджоникидзе М. Ч. Муслимова на следующий день после конференции для гостей из Чеченской республики и Ставропольского края была организо­вана экскурсия в г. Дербент, которая произвела на гостей нашей республики неизгладимое впечатление.

Мероприятия такого рода усиливают интерес со стороны молодежи к поиско- во-исследовательской работе, творчеству, истории и литературе.

3. В. Алимова,

преподаватель ГОБУ

«Республиканский инженерный колледж им. С. Орджоникидзе»