Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и
может осуществиться рост духовной культуры всего общества.
Д.С.Лихачёв
Разрыв с родной землей обедняет и опустошает душу.
А.Омельчук
Современное общество уделяет пристальное внимание гуманизации образования. Литература — искусство слова, а основная задача искусства — гуманистическое воспитание на основе всего прекрасного и возвышенного, что есть в окружающем нас мире. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.
2015 год объявлен в России Годом литературы. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Как учебник жизни она решает идейные и моральные проблемы, поставленные действительностью. Литература воспитывает уважение к человеку труда, показывает действенность патриотических и интернационалистических убеждений, прославляет мужество и скромность.
Изучение литературы есть литературоведческое исследование ее истории. Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том. что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает ощутить и осознать связь с жизнью. Д.С.Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели — воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.
Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества, ослаблением интереса к чтению книг, особенно в молодежной среде. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве традиций русской классической литературы, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к правде жизни, сохранении высших духовных ценностей.
Литературное краеведение специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к малой родине. Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.
С целью развития интереса учащихся к культуре, истории, литературе родного края в Республиканском инженерном колледже имени С. Орджоникидзе прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Литературное краеведение».
Краеведческая работа является привлекательной для ребят разного возраста.
Изучая свой край, учащиеся учатся бережному отношению к его традициям, культуре, истории. *
Подтверждением этому явилось активное участие студентов профессиональных образовательных организаций из разных регионов СКФО: Чеченской республики, Ингушетии, Ставропольского края и Республики Дагестан.
На конференции были представлены более 50 работ по литературному краеведению. Все темы раскрывались на основе анализа литературных произведений.
Работа конференции проводилась в 5 секциях: «Культура и традиции нашего края»; «Исторические события моей малой родины»; «Их трудом расцветает край»; «Народное творчество родных мест»; «Люди мужественного подвига».
Проведению конференции такого масштаба предшествовала большая организационная работа. Программа конференции была разнообразной и насыщенной. Участников и гостей на открытии приветствовали директор колледжа М. Ч. Муслимов, доктор исторических наук, профессор Ф. И. Сефербеков, старший методист Совета директоров ПОО РД Н. М. Абакарова, начальник управления образования администрации городского округа город Каспийск С. А. Нурмагомедов, которые отметили важность данного мероприятия.
Согласно программе для участников и гостей были подготовлены концертная программа, экскурсия по колледжу, кофе-брейк и другие мероприятия.
Самой значимой частью конференции была работа в секциях. Общему вниманию были представлены разнообразные студенческие научно-исследовательские работы, которые были пронизаны чувством гордости за свою малую родину, любовью, памятью о своих корнях.
В тематически оформленных аудиториях, отведенных под работу секций, были не только заслушаны доклады участников, но и звучали стихи, баллады, велся живой разговор на волнующие нынешнюю молодежь темы.
Завершилась конференция подведением итогов и вручением сертификатов участника.
При подведении итогов руководителями секций были особо отмечены такие работы, как: «Поющее сердце ногайской степи (о творчестве ногайской поэтессы Кадрии)» — Курбанкади- ева Д., Республиканский промышленный колледж г. Избербаш; «Герои войны» (о чеченцах-героях ВОВ) — Бунгуев Ш., Грозненский политехнический техникум, Чеченская республика; «Народное творчество с. Цовкра»-Мирзаева С. 3., Республиканский политехнический колледж г. Махачкала; «Большое творчество “малого народа” — Алиева М., Республиканский сельскохозяйственный колледж №1, Дагестанские огни; «Художественное осмысление реалий периода депортации в романе Иссы Кодзоева “Обвал” — Китиева Э., Назрановский аграрный техникум, Республика Ингушетия; «Арчиб. Только корнями живы ветви» — Бабаев Э. Р., Республиканский автодорожный колледж г. Махачкала.
Все участники отметили высокий уровень организации научно-практической конференции и выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
По инициативе директора Республиканского инженерного колледжа имени С. Орджоникидзе М. Ч. Муслимова на следующий день после конференции для гостей из Чеченской республики и Ставропольского края была организована экскурсия в г. Дербент, которая произвела на гостей нашей республики неизгладимое впечатление.
Мероприятия такого рода усиливают интерес со стороны молодежи к поиско- во-исследовательской работе, творчеству, истории и литературе.
3. В. Алимова,
преподаватель ГОБУ
«Республиканский инженерный колледж им. С. Орджоникидзе»